Описание: |
Крейсера проекта 1144 «Орлан» — серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с атомной энергетической установкой. По классификации НАТО проект обозначается как «Kirov-class». Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин. По состоянию на 2010 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРК «Пётр Великий», находится в строю. Водоизмещение крейсера (полное) — 28.000 т, длина — 255 м, ширина — 25,5 м, осадка 10,3 м, а высота, если его «вытащить» на сушу, составит 59 м или будет равна двадцатиэтажному дому Причем, шесть этажей этого «дома» находятся под водой, а 11, их называют «ярусами», над ватерлинией.
На корабле 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной в 20 с лишним километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6х2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентгенкабинет, амбулатории, зубоврачебный кабинет и операционная. А еще спортзал с тренажерами, три кают-компании — для мичманов, офицеров и адмиралов. Салон для отдыха с биллиардом и роялем. Внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые траслируются по кабельным сетям корабля. «Петр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом среднерусский город на 100-150 тысяч жителей.
Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45). Разработана ОКБ-52 в г.Реутове под руководством великого советского конструктора Владимира Челомея. Ракеты являются развитием системы ПРК "Базальт". На западе ракеты "Гранит" известны под кодовым наименованием SS-N-19 Shipwreck. Это третье поколение ПКР (дальнейшее развитие ПКР - SS-N-3 "Shaddok" и SS-N-12 "Sunbox") с пониженным профилем траектории полета к цели. Испытания ракеты начались в 1975 году, введена в строй в 1980-м. Длина ракеты - 10 м, диаметр - 0,85 м. При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км. Боевая головка - моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полета и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Двигательная установка: кольцевой твердотопливный усилитель и маршевый турбовентиляторный двигатель КР-93. Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолетом Ту-95 РЦ, вертолетом Ка-27 или космической системой SATCOM. Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом "Гранит" могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил. Двадцать ПКР "Гранит" установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО "Ленинградский металлический завод". Модификация ПКР "Гранит" установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль "наводчика" летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полете ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-"наводчик" перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя ее функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить "Гранит" противоракетной, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
96 зенитных ракет комплекса С-300Ф (Встречается также обозначение "Риф", "Форт". На "Петре Великом" второй комплекс - С-300ФМ) на крутящихся барабанах тоже размещены под палубой. ЗРК разработан в НИИ "Альтаир" под руководством главного конструктора В.Букатова. Натовское обозначение - SА-N-6 "Grambl". Одноступенчатая ракета 48Н6Е, разработанная в КБ "Факел", во многом унифицирована с ракетой комплекса ПВО С-300 ПМУ. Длина ракеты - 750 см, масса б/ч - 143 кг. Ракеты стартуют вертикально и могут уничтожить любую воздушную цель на высотах от 25 м до 30 км на расстоянии до 90 км. Максимальная скорость поражаемой аэродинамической цели - 4200 км/ч. 128 зенитных ракет «Кинжал» ("Клинок", натовское обозначение - SА-N-9) работают по прорвавшимся целям на дальности 1,5-12 км. Ракеты этого ЗРК - 9М 330-2 - одноступенчатые, твердотопливные, телеуправляемые, унифицированные с ракетой сухопутных войск "Тор-М1" (SA-15), разработанных в КБ "Факел" под руководством П.Грушина. Старт ракеты - вертикальный, под действием катапульты, т.е. с неработающим двигателем. Перезарядка - автоматическая, с интервалом пуска - 3 сек. Ракета имеет осколочно-фугасную б/ч массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель. Длина ракеты - 2280 мм, масса - 165 кг. Скорость полета - 910 м/сек. Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме - 45 км, число одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 сек. Дальность до поражаемой цели - 1,5-12 км, высота полета цели - от 10 до 6000 м, скорость - до 700 м/с. ПУ комплекса разработаны в КБ "Старт" (гл.конструктор А.Яскин), а сам многоканальный, всепогодный комплекс "Клинок" - в НПО "Альтаир" под руководством С.Фадеева, главный конструктор - М.Липатов. Комплекс аналогов в мире не имеет. Автоматический режим (без участия личного состава) работает на принципе искусственного интелекта.
Систему ПВО-ПРО крейсера дополняют еще шесть ракетно-артиллерийских комплексов "Кортик" ("Каштан"), каждый из которых в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Натовское обозначение - CADS-N-1. Комплекс разработан Тульским КБ приборостроения под руководством генерального конструктора А.Шипунова, при участии НИИ "Альтаир". Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630 М-2 с двумя автоматами АО-18 с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой б/ч и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится еще 16 ракет.
Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, поражает противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолеты, вертолеты. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 "Тунгуска". Снаряды для артиллерийских автоматов в осколочно-фугасно-зажигательном и осколочно-трассирующем снаряжении разработаны в ГНПП "Прибор" г.Москва. Система управления ЗРК "Каштан" состоит из радиолокационной и телевизионной систем , связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Весь процесс - от поиска целей и до их уничтожения - полностью автоматизирован. Дальность действия ракетного вооружения - 8000-1500 м, дострел артиллерийским - 1500-50 м. Высота поражаемых целей - от предельно низких до 4000 м. Две установки ЗРК "Кортик" расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ "Гранит", а четыре другие - в кормовой части главной надстройки.
В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями. Длина стволов - 70 калибров. Дальность полета снаряда - 25 км, начальная скорость снаряда - 850 м/сек. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Углы вертикального наведения: - 10 град. - +85 град., угол горизонтального наведения: +180 град. Дальность сопровождения цели - 40 км. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 (разр. КБ "Аметист") позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.
Не менее впечатляет и противолодочное вооружение «Петра Великого»: автоматизированный гидроакустический комплекс с подкильной (в бульбовом обтекателе) и буксируемой антеннами; универсальный комплекс ракетно-торпедного оружия, пусковые установки которого (по пять на борт) калибра 533 мм размещены в корпусе корабля с возможностью стрельбы через бортовые лацпорты. Противолодочный комплекс РПК-6М "Водопад" разработан НПО "Новатор", главный конструктор - Л.Люльев. Ракеты-торпеды которого достают подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1 (скорость движения - 41 узел, дальность хода - 8 км, глубина - до 5000 м), разработанная конструктором В.Левиным в НИИ Гидроприбор. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, снова в воде. Противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 "Удав-1М" (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек., дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг). Две шеститрубные РБУ-1000 "Смерч-3" (дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг) установлены в кормовой части на верхней палубе по обеим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.
На борту крейсера базируются два тяжелых многоцелевых вертолета Ка-27 "Хеликс-В" в модификации РЛД и ПЛ (изготавливаются в Башкирии г.Кумертау). Вертолеты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полета ПКР "Гранит". Экипаж вертолета - 3 человека (летчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлетная масса - 11000 кг, продолжительность полета - 4,5 часа, потолок - 4300 м, максимальная скорость - 270 км/ч, дальность полета - 800 км. вертолеты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр - 350 мм, длина - 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты - 575 кг, б/ч - 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин., обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2 градуса. На вооружении вертолетов - и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолета Ка-27 обеспечивает полет над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолета в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.
Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полетами вертолетов и систему опознавания "свой-чужой".
Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах. Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. Два вала вращают 2 пятилопастных винта.
Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др. "Петр Великий" - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века "Петр Великий" выросла на 17 процентов. Правда, следует признать, что хотя атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан" в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынужден признать проект неудачным. Уж во всяком случае, не крейсером XXI века. Таковым он мог считаться на момент сдачи флоту головного корабля, в 80-х годах. Недостатки отечественной промышленности и нехватка финансирования, которые привели к затягиванию сроков постройки этой серии кораблей, свели всю новизну применяемых в них решений к минимуму. По мнению упомянутых выше экспертов, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. "Орлан" может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA, считают эксперты. Между тем поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений.
Однако, есть и непроверенная информация, что НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 11442 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять. Современный статус
Министерство обороны России разработало программу по восстановлению тяжелых атомных ракетных крейсеров, сообщил замминистра обороны РФ Владимир Поповкин. . В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится один атомный ракетный крейсер «Петр Великий», обсуждается возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, министерство обороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трех таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжелых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил замминистра.
Как сообщил РИА Новостисе находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ» |