Описание: |
Легкий крейсер "Киров" разрабатывался и производился по современным проектам итальянской фирмы Italian cruiser Raimondo Montecuccoli. Строительство крейсер было начато в июле 1934 года на Ленинградском заводе имени С. Орджоникидзе. Уже в августе 1937 года крейсер совершил первый выход в море из Кронштадта по "Маркизовой луже". В процессе испытаний крейсера были выявлены многочисленные недоработки и недоделки в том числе и в боевых орудиях судна. После модернизации корабль был принят на вооружение ВМФ СССР в сентябре 1938 года. В октябре крейсер "Киров" отправился в Таллин. Во время боевых действий Красной армии крейсер оставался на морской базе в Таллине. В 1940 году крейсер отплыл в Кронштадт на плановый ремонт и замену лейнеров. 22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в таллинском переходе как флагман отряда сил по прикрытию. На нем эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности Госбанка и Краснознаменное знамя Балтийского флота. 30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. В результате проводимых немцами операций «Айсштосс» и «Гёц фон Берлихинген» крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание (не считая близких разрывов). На крейсере погибло 86 человек, 46 было ранено. 27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награжден орденом Красного Знамени. Орден Красного Знамени
В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по «линии Маннергейма». 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, подорвался на донной магнитной мине. С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение,. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ - около 200 млн руб. 29 апреля 1958 года выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года расконсервирован и передан в состав ЛенВМБ, 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. После войны «Киров» прошёл модернизацию, а в 60-е годы был преобразован в учебный корабль. До 1974 года крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. 1937 - капитан 1-го ранга Н. Э. Фельдман 1941 - капитан 1-го ранга М. Г. Сухоруков ??? - капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин 1944-1945 - капитан 2-го ранга М. Д. Осадчий 1956 - капитан 1-го ранга П. И. Сидоренко 1971 - капитан 1-го ранга В. П. Макаров |